Г.Гасс – южная сторона Босфора.
М.Нигер – север Туниса.
Х.Гарбелло – Занзибар.
Э. Сильвий – Кавказ.
К. Эккар – Кавказ (Черкессия).
Вагесил – Германия (ветвь ашкенази – немецких евреев)
К.Гриземан – потомки древних египтян, практически уничтоженных к Средним векам ливийцами, эфиопами и арабами.
П.С.Палпас – Дунай, Украина.
Предори (1841) – потомки атлантов.
М.Грельман и А.Ф.Потт – Индия (несмотря на верность предположения, они ошибались относительно даты исхода и причин).
Бонавентура Вулканий (1597) – Нубия
Сэ́рвы — цыганская этногруппа, входящая в группу цыган-рома. Сформировалась на Украине из иммигрировавших в начале XVII веке в страну румынских цыган. Помимо Украины, распространены в европейской части России. Значительно ассимилированы. Обрядность заимствована у славянского населения. Большая часть сэрвов не говорит на цыганском языке.
Вероисповедание православное. Главные праздники — Рождество, Троица, Пасха. Детей крестят в обязательном порядке.
Традиционно занимались конеторговлей, кузнечеством, гаданием. Одно время молодые сэрвы служили в казацких войсках.
В настоящее время сэрвы — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области, в рамках музыкальной культуры русских цыган. Сэрвов часто путают с руска рома; в артистической среде идёт сближение этих двух этногрупп.
читать дальшеРусские цыгане, самоназвание ру́ска рома́ — цыганская субэтническая группа, входящая в группу цыган-рома. Сформировалась в Северо-Западной части России из иммигрировавших в XVIII веке в страну польских цыган. Является самой многочисленной цыганской этногруппой в России, где в основном и проживает.
Изначально были известны как «халадытка рома» (т.е. «армейские цыгане», «цыгане-солдаты»), пока не выделились в особую цыганскую группу.
Диалект русских цыган отличается преобладанием заимствований немецких, польских и русских слов, а также использованием некоторых заимствованных из русского языка приставок и суффиксов.
Вероисповедание православное. Главные праздники — Рождество, Троица, Пасха. Детей крестят в обязательном порядке.
Традиционно занимались конеторговлей, пением, танцами, музицированием, гаданием. В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.
Польские цыгане острохарактерны тем, что частенько воспринимаются как недоделанная версия русских цыган. Доля правды в этом есть: предки русских цыган пришли к нам через Польшу, и до сих пор среди руска рома можно встретить фамилии типа Марцинкевич, Матусевич, Дулькевич, Вишневский, Дамбровский и так далее. Русский цыган относительно легко понимает польского цыгана — во всяком случае, значительно легче, чем румынского.
Опять же, в пользу этого восприятия идёт тот факт, что культура польских цыган напоминает культуру русских, но очень сильно не так развита.
И всё-таки, русские цыгане сами по себе, а польские сами по себе.
Влахи (самоназвание вла́хуря) — цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. Влахи проживают преимущественно на территории Украины и России, по численности сравнимы с русскими цыганами. В России живут преимущественно в Астраханской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Ростовской области. Консервативны.
Вероисповедание православное.
Традиционно занимались кузнечеством и гаданием. Многие сохранили этот промысел и сейчас.
Кры́мские цыга́не, также кры́мы, тата́рские цыга́не (цыг. кырымитика рома) — цыганская субэтническая группа, входящая в «большую» группа рома. Сформировалась в Крымском ханстве. В наше время проживает во многих странах бывшего СССР, в том числе в России. Говорят на собственном диалекте цыганского языка, с лексическими заимствованиями из крымскотатарского и русского языков.
В 1944 году крымские цыгане так же, как и крымские татары, подверглись депортации в Среднюю Азию, что было связано с тем, что большинство Крымов в советских паспортах были записаны как татары. Однако уже в 1948-1949 годах они снова стали появляться в Крыму (Крымы не могли удержать специальные поселения репрессивной системы СССР). В настоящее время большинство Крымов живут за пределами Крыма - в Краснодарском крае Российской Федерации, однако существуют отдельные семьи, проживающих на территории Украины, а именно - в Киеве, Житомире, Виннице, Херсонщене. Традиционный род занятий — мелкая торговля, исполнение музыки, разного рода кустарные ремёсла, ювелирное искусство, кузнечество, гадание, попрошайничество (сейчас не практикуется). Цыганские оркестры традиционно обслуживали татарские свадьбы. В наше время музыка и танцы (русских цыган или современные) также являются самым распространённым занятием крымских цыган. Большую работу по изучению истории, культуры и языка крымских цыган проделали Вадим Германович Торопов, Исмет Аблятифович Заатов, Михаил Иванович Тяглый.
Иногда крымских цыган также путают с крымскими гурбетами.
Средний уровень жизни и образования традиционно низкий.
Кэлдэра́ры — цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. В России и на Украине называют себя котлярами. Кэлдэрары малочисленны, но широко рассеяны по Европе и Америкам. Сформировались как этногруппа на территории Румынии.
Диалект кэлдэраров характеризуется большим количеством заимствований слов и суффиксов из румынского языка, у котляров также встречаются русские слова.
Вероисповедание православное. Главные праздники — Рождество, Троица, Пасха. Детей крестят в обязательном порядке.
Традиционно занимались лужением и паянием металлических изделий, в XIX веке это были преимущественно котлы. Отсюда и название этнической группы.
Делятся на ещё более мелкие группы: молдовая, сербияя, грекуря и др.
В быту склонны к компактному проживанию большими семьями, строго придерживаются старинных традиций. Женщин часто можно узнать по косам на висках, платкам и широким длинным фартукам поверх юбок. До сих пор многие кэлдэрарки занимаются гаданием на улицах. Детей женят, как правило, очень рано, по наступлении половой зрелости. Музыкальная культура кэлдэраров уникальна, но мало популярна. Танцуют либо восточные танцы, либо танцы русских цыган. Кэлдэрарский народный костюм (появился во второй половине XIX века) обычно считается нецыганами «самым настоящим» цыганским костюмом. Средний уровень образования низкий. В наше время зарабатывают ремонтными работами по жести, перепродажей металлолома, мелкой торговлей.
Лова́ри — цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. На данный момент довольно обширно рассеяны по Европе, России, США. Сформировались как этногруппа на территории Венгрии.
Диалект ловарей характеризуется большим количеством заимствований слов из венгерского языка, своеобразной интонацией и тоническим ударением, также связанными в влиянием венгерского языка. По музыкальности язык ловаря является одним из самых красивых цыганских языков.
Ловаря традиционно занимались торговлей лошадьми и гаданием.
Вероисповедание преимущественно католическое в Европе, в России ловаря православные. Общая численность ловарей на Украине и в России составляет около 10 тыс. чел. (подсчеты делались Г.Н.Цветковым вместе с представителями ловарей Украины). В России и на Украине ловаря делятся на три подгруппы: унгри, бундаша и чокещи. Чокещи - крупная вица (род), отделившаяся от ловарей-унгрей в относительно недавнее время (около 100 лет назад), самая маленькая подгруппа из указанных трех (700-1000 чел.), кроме того, небольшая часть их проживает в северной Европе (Швеция, Дания). Вместе с бундаша в этих странах их численность составляет около 50 семей. После чернобыльской аварии практически все украинские чокещи переехали в Москву. Именно эта группа с начала ХХ века занималась гаданием, что послужило причиной их отделения от ловаря-унгрей. Две другие группы при советской власти занимались торговлей товарами народного потребления, в том числе продуктами и алкоголем. В наше время часть ловарей занимаются продажей машин, продуктов, некоторые имеют свои магазины. Несколько семей ловарей работают в шоу-бизнесе.
В быту строго придерживаются старинных традиций, сохраняя представление об осквернении (магерипэ), институт цыганского суда (крис). Женщины, особенно живущие в сельской местности, придерживаются традиционных обычаев ношения одежды (ходят в удлиненных юбках, в блузках с закрытыми плечами), хотя платки можно увидеть на головах в основном у пожилых женщин. Ловаря-чокещи выделяются более современной и модной одеждой, девушки до замужества носят брюки, декольтированные платья. Средний уровень образования у ловарей такой же, как у большинства цыган - 4-5 классов, у чокещи - выше (8-10 классов), и среди них выше процент молодых людей и девушек, которые заканчивают ВУЗы[1].
Известно об участии ловарей в Сопротивлении во время Второй мировой войны.
Плащуны - наименее изученная этногруппа цыган, почти растворившаяся среди других. Известно лишь, что они не связаны с урсарями и влахами. В 18 веке плащуны стали проникать с Балкан, через Молдавию на Украину и Южную Россию. Они были очень бедными и носили только холщевые плащи на голое тело (отсюда и этноним). Основным занятием было попрошайничество. Кочевали обычно табором из 40 повозок. О языке нет информации.
Кишиневцы (ветвь кэлдэраров) до 19 века жили оседло в городах Молдавии и занимались исключительно ремеслом: сапожное дело, кузнечное дело, производство корзин. В 19 веке переселились на Дон и Кубань, где перестали заниматься ремеслом и стали торговцами.
Характерным для кишиневцев является то, что деньги в семье зарабатывают только мужчины, причем не всегда легальным способом. Отличительной является и национальная одежда: для мужчин это штаны и пиджак, женщины почти никогда не покрывают голову.
В настоящее время живут в Краснодарском крае, Ростовской области и Центральной России. Делятся на две нэции (брыздяи и донские), в которых выделяют роды типа вица бари и вица цигни:
бобкеште, боулеште, векереште, генуаря, григореште, каланджиеште, козакеште, кощиндеште, костеште, милионеште, музулеште, соыронеште, стрелокеште, федореште, харулеште, туркулеште, хоцоманеште, якубеште.
Язык является диалектом кэлдэрарского.
Лотвы - латышские цыгане, лютеране по вероисповеданию. По происхождению родственны русским цыганам. Живут не только в Латвии. Отдельные семьи переехали в Россию и другие государства. Традиционные занятия этногруппы: торговля лошадьми и гадание. Лотвов хорошо знают по всей территории славянских республик, поскольку при «развитом социализме» они освоили торговлю одеждой. У этих цыган хорошее образование и очень широкий спектр профессий.
Урсары (от рум. слова урс «медведь»; латиница: ursari) — одна из цыганских этнопрофессиональных групп, занимающаяся дрессировкой медведей. Промысел урсаров был широко распространен в Дунайских княжествах и на примыкающих к ним территориях. После отмены рабства цыган, во второй половине XIX века урсары начали гастролировать по всей Европе, включая Францию и Германию; появлялись они и в Российской империи, включая Москву и Санкт-Петербург. Со временем изначальная этническая группа переключилась на кузнечное дело и другие ремёсла. В Каларашском районе Молдавии есть два села (Урсары и Вылконешти), населённые урсарами [1].
В настоящее время представлениями с дрессированными медведями занимаются урсары Болгарии. Интересно, что эти цыгане не связаны кровно с «историческими» цыганоязычными урсарами. В XVII-XVIII столетиях часть румыноязычных рударов (лингураров) мигрировала из Дунайских княжеств и сменила род занятий. Заняв свободную «нишу» дрессировщиков, они получили новое название «по профессониму». Эти цыгане продолжают выступления в городах Болгарии до сих пор [2].
Мугат (среднеазиатские цыгане).
Уведенные в плен Газневидами цыгане были поселены в Средней Азии (предки мугат), часть бежала в Китай, но китайская община просуществовала недолго. Общим этнонимом для современных среднеазиатских цыган является «мугат», но среди соседних народов они известны под разными именами. «Люли» (Узбекистан) и «Джуги» (Таджикистан) почти не отличаются друг от друга. «Мазанг» держаться обособленно и не вступают в брак с люлями и джугами. Это связано с разнокастовым происхождением и социальным положением: кочевые люли и джуги занимаются попрошайничеством и гаданием (работают в семье обычно только женщины), а мазанг (иногда их называют «касиб» – «ремесленник») – ремеслом (изготовление сеток, деревообработка). Люли и джуги живут в шатрах (чодырах), а мазанг – в шалашах (чайлах) высотой метра два и длиной 3-4 метра.
Стоит заметить, что наводнившие в 90-е годы Россию цыгане-попрошайки являются беженцами из Средней Азии и относятся к люлям и джугам.
Говорят мугаты на узбекском и таджикском языках. «Тайный» язык мугатов отличается от боша и европейско-цыганского, при этом он более тяготеет к современным индийским, т.к. не сильно подвергся иноязычному влиянию. Имеются данные о возможной связи этого «тайного» языка с новоиндийским языком парья, распространенным на границе Узбекистана и Таджикистана, о существовании которого научное сообщество узнало лишь в 70-е годы ХХ века.
В религиозном плане большинство мугатов мусульмане-сунниты, однако, они слабо следуют исламским предписаниям. Из индийских обычаев сохранилась татуировка лба у женщин. Сохраняется древняя традиция, когда мужчина называет женщину «мугат зан» (цыганка), а женщина мужчину «отец ребенка».
Численность мугат находится в пределах 16-17 тыс. чел.
(Взято с wiki)
Еще много и очень интересно тут - www.randevu-zip.narod.ru/caucase/india.htm.
@темы: ссылки, полезно, общество, литература, интелектуальное, многабукаф, Социология