ВОПРОС:
Фактически - НЕ МОГУ понять как подобрать ПРАВИЛЬНО выдержку-диафрагму (M P) для каждых условий сЪемки... Именно не результат ( кому то надо светлее, темнее, смазаннее и т.п. и т.д. ) а просто как для "идеальных" условий...
Существует ли простая и доступная таблица-форма-шпаргалка-подсказка для начинающих как и что пробовать...понятно что со временем и опытом все придет... но для начала хотелось бы просто ПОНЯТЬ-попробовать-осмыслить...
ОТВЕТ:
читать дальшеБуду рассказывать по простому и рабоче-крестьянскому. Не буду приводить никаких формул и расчечтов фокусных расстояний, углов обзора, ЭФР, ГРИП ипрочих истин. Все это можно найти в инете.
Начну с диафрагмы. Диафрагма это размер дырки в объективе. Наверняка уже видели картинки с устройством диафрагмы объектива. Правило наипростейшее - чем больше дырка (меньше число) тем меньше ГРИП. Иными словами, если вы хотите выделить объект резкостью, нужно уменьшить ГРИП или уменьшить диафрагму. У вас замечательный объектив у которого можно поставить самую большую дырку при диафрагме 1.8 наслаждайтесь.... т е при лицевом портрете на этой диафрагме ГРИП несколько мм - результат один глаз в фокусе, другой размыт. Пока не будем говорить про творческую сторону, просто наслаждайтесь ... )))
Соответственно чем диафрагма больше (меньше дырка), тем ГРИП больше. Пример. Ставим дырку 8 и резким оказывается не только второй глаз но и стена на фоне, та что за спиной.
Думаю, тут нет ничего сложного и все это вы уже знаете. Главное знание которое нужно вынести из этого абзаца про диафрагму, это умение для каждого кадра понять какая ГРИП нужна, отсюда делаем вывод и ставим нужную дыру.
На цифоровых камерах не реколмендуется зажимать диафрагму меньше чем 11, потому как из-за особенностей конструкции матрицы повышения резкости уже не просиходит.
Теперь выдержка. С теорией думаю тут тоже все понятно. Чем короче тем более короткий миг жизни удасться запечатлеть. Выдержка длиннее чем 1/f грозит шевеленкой, это когда шевеление фотоаппарата вносит смаз в снимок.
Чувствительность. Тут все просто, потому как нынче это просто мифический параметр в цифровой камере. Правило - чем меньше тем лучше действительно верно. При больших ИСО больше цифрового шума. Ставить нужно меньшее значение, например 100. Повышаем только по мере необходимости в условиях нехватки света.
Теперь про жонглирование всеми тремя параметрами.
Рассмотрим съемку на улице. Пока ничего не говорим про лампу-вспышку и съемку в помещении, снимаем просто камерой на улице.
Начинаем с ИСО. Ставим меньшее, потому как на улице обычно достаточно света.
Правило которое нужно добавить в прошивку мозга и прошивку эту как можно быстрее запрограммировать. Правило как ни странно простое. А именно - при съемке на открытой поверхности, освещенной солнцем ставим выдержку равную чувствительности пленки, ну в случае с цифрой это параметр ИСО. Сразу пример. Стоит ИСО 100, значит ставим на камере выдержку 1/100с. Диафрагма при этом 16. ЭТО надо запомнить! Вот просто запомните, про себя проговаривая: "На солнце сто на шестнадцать".
"Ну нифига себе, сам только что говорил что на цифре ставить такую диафрагму бесполезно а тут на тебе!" - скажете вы, и будете правы. Потому как следующим этапом будет творческое определение диафрагмы для конкретного снимка. Пример. Это пейзаж... резкость должна быть и на кустах переднего плана и на горизонте, значит нужна диафрагма 8. Наша цель теперь подобрать такую выдержку чтобы подошла к диафрагме 8. Это просто, начинаем перебирать экспопары:
1/100 - 16
1/200 - 11
1/400 - 8
Не придирайтесь что на камере нет выдержки 1/400c, наверняка есть 1/320, вот ее и поставте а потом поймете. Те, кто сейчас кричит про обычную градацию выдержек типа 125, 250, 500 пусть кричат и ставят 1/500, но у нас изначально камера цифровая и мы постигаем теоретические истины.
Не забывайте что речь пока идет про солнечную погоду и открытую местность. Думаю на этом этапе полезно еще раз поиграть камерой в режиме приоритета диафрагмы или выдержки и понять еще раз что такое экспопара. Поняли? Теперь представьте что вы снимаете портрет с солнечным освещением и решили что нужна диафрагма 4 чтобы выделить только лицо человека. Какая будет выдержка? Ответ жду.
Разобранная ситуация однобокая, потому как только на солнце снимать как то ограниченно... Поэтому делаем поправки на другие погоды. В свое время классно это было сделано у ф/а Смена символ, там были нарисованы символы погоды. Так вот следующей ступенью будет разбор погоды.
Итак еще раз правило:
Х - чувствительность пленки или установленный ИСО на камере
выдержка 1/X
ставим диафрагму:
16 - солнце
11 - в тени от солнца
8 - солнце закрыла легкая тучка
5.6 - в тени солнца, которое закрыла легкая тучка
4 - облачно
2.8 - пасмурно
2 - полная ж...
в крайних случаях рекомедуется пользоваться экспонометром камеры.
Подведем итог.
Действия при съемке на улице. Разберем на примере. Исходные условия - солнце за тучей, сюжет требующий малой глубины резкости, ИСО 100.
Решение. Определим исходную экспопару - Исо 100 значит выдержка 1/100. Освещение солнце за тучей значит диафрагма 8. Исходная экспопара 100/8. Сюжет требует малой грип значит стремимся к малой диафрагме. Перебираем:
100 - 8
200 - 5.6
500 - 4
1000 - 2.8
Если последняя пара устраивает то ставим выдержку 1/1000 диафрагму 2.8
Тут я выдохся, да и домашние уже удивленно смотрят что это я такое задумал писать объемное ))) Если интересно, то продолжим в том же духе, задавайте вопросы.
Домашнее задание - при съемке на улице в режиме приоритета выдержки 1/X, обращайте внимание что вам рекомендует камера. Запоминайте состояние природы в цифрах. Со временем начнете для себя фиксировать прогноз погоды в значениях диафрагмы и сможете рассказать нам погоду в вашем городе одной цифрой. )))
Все. Я готов в высмеиванию и обливанию калом.
Автор - Чигарев Сергей
Про фотодело (выдержка-диафргама) для нюбов
ВОПРОС:
Фактически - НЕ МОГУ понять как подобрать ПРАВИЛЬНО выдержку-диафрагму (M P) для каждых условий сЪемки... Именно не результат ( кому то надо светлее, темнее, смазаннее и т.п. и т.д. ) а просто как для "идеальных" условий...
Существует ли простая и доступная таблица-форма-шпаргалка-подсказка для начинающих как и что пробовать...понятно что со временем и опытом все придет... но для начала хотелось бы просто ПОНЯТЬ-попробовать-осмыслить...
ОТВЕТ:
читать дальше
Фактически - НЕ МОГУ понять как подобрать ПРАВИЛЬНО выдержку-диафрагму (M P) для каждых условий сЪемки... Именно не результат ( кому то надо светлее, темнее, смазаннее и т.п. и т.д. ) а просто как для "идеальных" условий...
Существует ли простая и доступная таблица-форма-шпаргалка-подсказка для начинающих как и что пробовать...понятно что со временем и опытом все придет... но для начала хотелось бы просто ПОНЯТЬ-попробовать-осмыслить...
ОТВЕТ:
читать дальше